Ключевые компетенции коуча ICF

Данные одиннадцать ключевых компетенций коуча были разработаны для того, чтобы способствовать лучшему пониманию навыков и подходов в современном коучинге, как он определяется Международной Федерацией Коучинга (ICF). Они также представляют собой основу для сравнения уровня соответствия той программы обучения коучинг, которую вы проходили, и ожидаемым уровнем специализированного обучения коучингу.

И, наконец, эти одиннадцать ключевых компетенций были разработаны как основа проведения экзаменов в процессе cертификации коучей. Ключевые компетенции были сгруппированы в четыре блока по принципу схожести подхода к каждой компетенции в блоке. Каждая из компетенций в равной степени важна, поэтому группировка и порядок следования компетенций в тексте не имеет принципиального значения. Все эти компетенции являются ключевыми и обязательно должны проявляться в работе любого компетентного коуча.

A. Создание фундамента
1. Соответствие этическим нормам и профессиональным стандартам
2. Заключение коучингового соглашения

B. Совместное создание отношений
3. Установление доверительных отношений с клиентом
4. Коучинговое присутствие

C. Эффективная коммуникация
5. Активное слушание
6. Постановка «сильных» вопросов
7. Прямое общение

D. Фасилитация обучения и достижения результатов
8. Стимулирование осознания
9. Проектирование действий
10. Планирование и постановка целей
11. Управление прогрессом и ответственностью

Настоящий мастер коучинга способен творчески подходить к поставленной задаче в соответствии с потребностями каждого клиента, интуитивно улавливает момент и способен создать оригинальное решение. Но реальный мастер коучинга не ощущает в себе подобных свойств. Возможно, она или он достаточно скромны или знают ещё недостаточно, чтобы сделаться проводником чудесных даров при обмене между клиентом и коучем.
Питер Шабо, МCC ICF

1 компетенция
Соответствие Этическим Нормам и Профессиональным Стандартам – Понимание этических норм и стандартов коучинга, а также способность адекватно применять их во всех ситуациях, возникающих при коучинге клиента.

  1. Понимает и следует в своём поведении Нормам Поведения Международной Федерации Коучинга (ICF). (см. cписок, часть III Этического Кодекса ICF).
  2. Понимает и неукоснительно соблюдает Этические Нормы Международной Федерации Коучинга (ICF). (см. список).
  3. Ясно различает коучинг, консультирование, психотерапию и иные методы профессиональной помощи клиентам.
  4. При необходимости, рекомендует обратиться к соответствующему специалисту, умеет определить, когда это необходимо и каковы имеющиеся ресурсы.

2 компетенция
Заключение Коучингового Соглашения – Способность понять, что требуется при каждом конкретном взаимодействии с клиентом во время коучинга, и установить соглашение с возможным и новым клиентом о процессе проведения коучинга и ваших взаимоотношениях.

  1. Понимает и эффективно обсуждает с клиентом правила и конкретные параметры взаимоотношений в коучинге (например, логистику, оплату занятий, расписание, подключение третьих лиц, если это целесообразно и приемлемо).
  2. Достигает соглашения о том, что приемлемо в этих отношениях, а что нет, что предлагается, а что не предлагается, о зонах ответственности коуча и клиента.
  3. Определяет, есть ли соответствие между его/её методами коучинга и потребностями возможного клиента, которое обеспечит эффективность коучинга.

3 компетенция
Установление Доверительных Отношений с Клиентом – Умение создать обстановку безопасности и поддержки, обеспечивающую постоянное взаимное уважение и доверие

  1. Выказывает истинную заботу о благополучии и будущем клиента.
  2. Постоянно демонстрирует свою собственную целостность, честность и искренность.
  3. Заключает ясные соглашения и выполняет обещания.
  4. Демонстрирует уважение к восприятию клиента, его стилю обучения и к личности клиента.
  5. Обеспечивает постоянную поддержку и поддерживает новые модели поведения и действия, включая те из них, что касаются принятия риска и боязни неудачи.
  6. Спрашивает разрешения клиента на проведение коучинга в новых, ещё непривычных «чувствительных» для клиента областях.

4 компетенция
Коучинговое Присутствие — Способность быть полностью осознанным и создавать непринужденные отношения с клиентом, демонстрируя открытую, гибкую и уверенную манеру поведения.

  1. Осознанно взаимодействует и остаётся гибким в процессе коучинга, «танцуя» в текущем моменте.
  2. Находится в контакте с собственной интуицией и доверяет внутреннему знанию другого — «слушает внутренний голос».
  3. Открыт к неведению и принимает риски.
  4. Видит много способов работы с клиентом и в каждый момент выбирает наиболее эффективный.
  5. Эффективно использует юмор, создавая ощущение лёгкости и энергии.
  6. Уверенно меняет перспективы и экспериментирует с новыми возможностями в собственных действиях.
  7. Демонстрирует уверенность в работе с сильными эмоциями, способен управлять собой, не позволяя эмоциям клиента доминировать и запутывать себя.

5 компетенция
Активное Слушание — Умение полностью сконцентрироваться на том, что говорит и о чём умалчивает клиент, понять смысл сказанного в контексте желаний клиента и поддержать процесс высказывания клиентом своих чувств и мыслей.

  1. Концентрирует внимание на клиенте и его планах, а не на своих планах, составленных для клиента.
  2. Слышит, что заботит клиента и вызывает у него сомнения, каковы его цели, ценности и убеждения о том, что возможно, а что нет.
  3.  Проводит различие между словами, интонацией и языком тела.
  4. Обобщает, перефразирует, повторяет и отзеркаливает сказанное клиентом, чтобы убедиться в чёткости и правильности понимания.
  5. Поддерживает и вдохновляет, принимает, изучает и способствует усилению выражения клиентом его чувств, восприятия, озабоченности, убеждений, предположений и т.д..
  6. Интегрирует и строит процесс, исходя из идей и предложений клиента.
  7. Резюмирует или понимает суть того, что говорит клиент, и помогает ему достичь своей цели, а не увлекаться длинными описаниями.
  8. Позволяет клиенту «выпустить пар» или «разъяснить» ситуацию, не вынося суждений, не принимая какую-либо сторону, чтобы перейти к следующим шагам.

6 компетенция
Постановка «Сильных» Вопросов — Способность задавать такие вопросы, которые раскрывают информацию, необходимую для получения клиентом максимальной пользы от взаимодействия с коучем, и способствуют коучинговым отношениям.

  1. Задаёт вопросы, отражающие активное слушание и понимание взгляда клиента.
  2. Задаёт вопросы, провоцирующие совершение открытий, озарение, пробуждающие целеустремлённость и активность (например, такие, которые бросают вызов предположениям клиента).
  3. Задаёт открытые вопросы, порождающие большую ясность, новые возможности или знания.
  4. Задаёт вопросы, продвигающие клиента по направлению к желаемому, а не требующие от клиента находить доказательства или оглядываться назад.

7 компетенция
Прямое Общение — Способность эффективно общаться на протяжении сессий коучинга и пользоваться тем языком, который производит наибольшее позитивное воздействие на клиента.

  1. Делясь чем-либо и давая обратную связь, изъясняется ясно, чётко и прямо.
  2. Четко формулирует и переформулирует, проводит рефрейминг, чтобы помочь клиенту понять, разобраться в том, чего он хочет, или в том, в чем он не уверен, взглянув с иной перспективы.
  3. Ясно излагает цели коучинга, программу сессии, цель использования техник, методов или упражнений.
  4. Использует подходящий и уважительный по отношению к клиенту язык (например, избегает в языке дискриминации по полу, расе, не использует специфических технических терминов, жаргонизмов).
  5. Пользуется метафорами и аналогиями, чтобы помочь проиллюстрировать важную мысль или создать словесную картину.

8 компетенция
Стимулирование Осознания — Способность интегрировать и точно оценивать многочисленные источники информации, и интерпретировать её таким образом, чтобы помочь клиенту осознать происходящее и тем самым достичь оговоренных результатов.

  1. Рассматривая и оценивая вопросы и дела клиента, выходит за рамки сказанного, не позволяет себе «попасться на крючок» описания, данного клиентом.
  2. Расспрашивает с целью добиться более глубокого понимания, осознания и ясности.
  3. Определяет и раскрывает для клиента его/ ее лежащие в основе темы и заботы, типичные и постоянные способы восприятия себя самого и окружающего мира, различия между фактами и их интерпретацией, несоответствие между мыслями, чувствами и действиями.
  4. Помогает клиентам открывать новые для себя мысли, убеждения, ощущения, эмоции, настроения и т.д., усиливающие их способность предпринимать активные действия и достигать того, что для них важно.
  5. Раскрывает перед клиентами более широкие перспективы и вдохновляет их на смену точки зрения и нахождение новых возможностей для действий.
  6. Помогает клиентам увидеть разные, взаимосвязанные факторы, влияющие на них и на их поведение (например, мысли, эмоции, тело, фон, окружение).
  7. Делится инсайтами с клиентами так, чтобы они были полезны и имели смысл для клиента.
  8. Определяет наиболее сильные стороны и основные области обучения и роста, а также то, на что наиболее важно обратить внимание во время коучинга.
  9. Просит клиента проводить различие между заурядными и значимыми вопросами, ситуативным и повторяющимся поведением, когда обнаруживает несоответствие между декларируемым и действиями.

9 компетенция
Проектирование действий — Умение создать совместно с клиентом возможности для непрерывного обучения во время коучинга и в жизни / на работе, и для того, чтобы предпринимать новые действия, которые наиболее эффективно приведут к оговоренным результатам коучинга.

  1. Организует мозговые штурмы и помогает клиенту определить те действия, которые позволят ему продемонстрировать, отработать и углубить новые знания.
  2. Помогает клиенту сконцентрироваться и систематически изучать наиболее существенные для достижения оговоренных целей коучинга конкретные проблемы и возможности.
  3. Вовлекает клиента в исследование альтернативных идей и решений, оценку вариантов и принятие соответствующих решений.
  4. Поддерживает активные эксперименты и самопознание, где клиент сразу же пробует то, что было предметом обсуждения и изучения во время сессии, в своей работе и жизни.
  5. Отмечает успехи и способности клиента, способствуя их дальнейшему росту.
  6. Бросает вызов предположениям и точкам зрения клиента, провоцируя появление новых идей и находя новые возможности для действий.
  7. Поддерживает или выдвигает точки зрения, соответствующие целям клиента, и, не симпатизируя ни одной из них, убеждает клиента рассмотреть их.
  8. Помогает клиенту «Сделать Это Прямо Сейчас», во время сессии коучинга, обеспечивая немедленную поддержку.
  9. Поддерживает рабочее напряжение, «растяжку», поощряет постановку сложных задач, но вместе с тем поддерживает комфортный темп обучения.

10 компетенция
Планирование и Постановка Целей — Умение разработать эффективный план коучинга с клиентом и соблюдать его.

  1. Обобщает собранную информацию и определяет с клиентом план коучинга и цели развития, затрагивающие проблемы и главные области, требующие изучения и развития.
  2. Формирует план, предполагающий получение достижимых, измеримых, конкретных результатов и содержит сроки достижения.
  3. Вносит в план изменения, если это требуется в процесса коучинга и при изменении ситуации.
  4. Помогает клиенту отыскать и получить доступ к другим ресурсам в целях обучения (например, к книгам, к другим специалистам).
  5. Определяет и намечает первые значимые для клиента успехи

11 компетенция
Управление Прогрессом и Ответственностью — Умение удерживать внимание на том, что важно клиенту, и оставлять ответственность клиенту совершать действия.

  1. Чётко запрашивает от клиента действия, которые продвинут его вперёд к его поставленным целям.
  2. Отслеживает происходящее, спрашивая у клиента о тех действиях, за которые клиент взял на себя обязательство на предыдущих сессиях.
  3. Узнает, что клиенту удалось сделать, что не удалось, чему он научился, что осознал со времени проведения предыдущей сессии или сессий.
  4. Эффективно подготавливает, организует и просматривает совместно с клиентом информацию, полученную в ходе сессий.
  5. Не даёт клиенту сбиться с пути между сессиями, концентрируя внимание на плане и намеченных результатах коучинга, оговоренному плану действий и темах для следующей сессии (сессий).
  6. Фокусируется на плане коучинга, но остаётся открытым для корректировки поведения и действий на основании самого процесса коучинга и изменений направления в ходе сессий.
  7. Способен переключаться между масштабной картиной того, к чему движется клиент, созданием контекста обсуждаемой темы и тем, куда клиент хочет попасть.
  8. Активизирует самодисциплину клиента и заставляет клиента отвечать за то, что, по его словам, он собирается предпринять, за результаты запланированных действий и конкретный план с определенным временным форматом.
  9. Развивает способность клиента принимать решения, работать с ключевыми вопросами и развиваться (получать обратную связь, устанавливать приоритеты и темп обучения, рефлексировать и учиться на опыте).

Позитивно бросает клиенту вызов, обращая внимание на факт, когда тот не предпринял оговоренных действий.

Редакция  Татьяны Андриевской, АСС ICF