Менторинг и Супервизия

Менторинг

 

Менторинг – это самая эффективная форма поддержки коучей, один из методов обучения, при котором более опытный коуч (ментор) делится имеющимися знаниями со своими подопечными на протяжении определенного времени с целью помочь им более эффективно выполнять работу и строить карьеру.

Менторинг — обязательная процедура для сертификации коучей в Международной Федерации Коучинга (ICF). Несмотря на глубокие теоретические знания, полученные во время обучения коучингу, практически все начинающие коучи испытывают трудности в работе с клиентами. Вот тут-то и пригодится менторинг.

Менторинг способствует

1. Профессиональному росту и повышению мастерства коучей через анализ проявления 11 компетенций ICF в работе коуча.
2. Овладению глубинной структурой процесса работы с клиентами.
3. Расширению поведенческого репертуара коуча (что и в какой ситуации делать).
4. Умению создавать собственные технологии и уникальные решения.
5. Определению неповторимого стиля в коучинге.

Процедура менторинга

Ментор дает коучу обратную связь по предоставленной записи или сессии, проведенной в режиме реального времени. В фокусе внимания ментора — проявление 11 компетенций ICF в поведении коуча. Менторинг длится циклично в течение достаточно продолжительного периода (минимум три месяца) и позволяет ментору услышать, а коучу получить оценку своей деятельности ментором и отрефлексировать свою дополнительную практику.

Менторинг

Создает безопасное и доверительное пространство для получения обратной связи с использованием уважительного, понятного, свободного от оценки тона. Фокусируется на развитии ключевых компетенций ICF, пересматривая и осуществляя устную и письменную обратную связь по серии коучинговых сессий коуча, одновременно предоставляя специфические устные и/или письменные комментарии, используя целенаправленные примеры из сессий таким образом, чтобы:
— коуч точно знал, что именно он/она делает хорошо;
— коуч понимал, что необходимо сделать, чтобы развить более высокий уровень мастерства в коучинге;
— ментор проговаривал особые детали и примеры, которые он мог наблюдать во время менторинга коуч сессии, а также указывал на те области, которые необходимо развивать коучу, чтобы перейти на следующий уровень владения навыками, комментируя сессию таким образом, чтобы это впоследствии имело влияние на качество обратной связи.


Обязанности и компетенции ментор-коуча

Обязанности

Ментор ICF:

  1. Моделирует эффективное взаимодействие и заключает контракт с коучем как с клиентом.
  2. Полностью исследует потенциального коуча и рассматривает то, чего он хочет достичь.
  3. Проверяет и подтверждает то, что обе стороны понимают цель менторинга.
  4. Определяет показатели успеха в партнерстве с коучем.
  5. Полностью обсуждает оплату, временные рамки и другие аспекты отношений в рамках менторинга.
  6. Информирует коуча касательно всех аспектов этики и регулирования.
  7. Информирует коуча о существовании ревизионной комиссии по этическому поведению.
  8. Поддерживает уверенность коуча мотивируя потенциальных соискателей провести интервью с более чем одним ментором с целью поиска наилучшего кандидата для менторинга.
  9. Не дает гарантий коучу, что в результате менторинга коуч приобретет все необходимые навыки для достижения того уровня, на который он претендует.
  10. Фокусируется на развитии ключевых компетенций с помощью просмотра сессий, а также на устной и письменной обратной связи по поводу серии коуч-сессий, проведенных коучем. Сессии необходимо проводить по одной за раз,  с получением обратной связи после каждой сессии, предоставляя коучу достаточно времени между сессиями для того, чтобы он мог осмыслить полученные знания и использовать их в своем дальнейшем профессиональном развитии.
  11. Обеспечивает специфическую устную или/и письменную обратную связь, используя целенаправленные примеры из сессии таким образом, чтобы:
    a. Коуч знал, что именно он/она делает хорошо.
    b. Коуч понимал, что нужно делать, чтобы развивать более высокий уровень мастерства в коучинге.
  12. Демонстрировать, что он/она узнает о коуче на нескольких уровнях сразу и что он может удерживать всю эту информацию в контексте того:
    a. кем является коуч;
    b. в поисках чего находится коуч;
    c. ценит уникальный стиль коуча.

Компетенции

Ментор ICF:

  1. Старается распознать те навыки, с которыми нужно поработать (например, направление сессии,  стиль коуча,  результат сессии для клиента).
  2. Прислушивается к коучу на всех уровнях: физическом, интеллектуальном, эмоциональном и интуитивном.
  3. Работает в равной степени с сильными сторонами и зонами для развития.
  4. Осознает и позволяет использовать коучу различия в стиле, культуре и языке.
  5. Имеет знания для оценки инструментов, используемых ICF при анализе записанных сессий коуча, которые используются в экзаменационном процессе сертификации.
  6. Рассматривает как индивидуальные компетенции и в целом, так и совокупность навыков коуча и его уровень.
  7. Имеет способности видеть критические моменты, которые могут привести к неэффективному и ограниченному коучинговому влиянию.
  8. Может различать и ясно формулировать пробелы между уровнем демонстрируемых навыков и следующим уровнем навыка.
  9. Различает и ясно разъясняет области для роста, использования компетенций и навыков и приводит специфические поведенческие примеры из коучинга.
  10. Создает безопасное и доверительное пространство для обратной связи, используя уважительный, ясный, понятный, свободный от оценки тон.
  11. Приводит в качестве примеров особые детали и моменты, которые наблюдались и в которых необходимо специфическое развитие для продвижения на следующий уровень навыка, доводит до сведения коуча удобным для восприятия способом и влиянием на обратную связь.
  12. Предлагает обратную связь, соответствующую каждой специфичной коучинговой ключевой компетенции, признает сильные стороны коуча, а также отмечает области для потенциального роста.
  13. Демонстрирует способность селф менеджмента (самоуправления) в любых коучинговых предпочтениях и остается сфокусированным на оценке навыков, связанных с ключевыми компетенциями коуча.

Характерные черты личности

Ментор ICF:

  1. Внушает доверие и имеет хороший контакт с коучем (ментор и коуч имеют общее видение ценностей, совместимость и взаимопонимание).
  2. Мотивирует коуча достигать большего, чем коуч изначально считал для себя возможным, помогая ему расширять свои креативные возможности.
  3. Демонстрирует равное партнерство, чувствителен и идет на соответствующие риски, например, при обратной связи, которая может поставить одного или обоих в неловкое положение.
  4. Понимает ценность партнерства и стимулирует коуча быть лидером в определенных областях, над которыми ему нужно поработать на сессиях и между сессиями, что в результате приведет к более продуктивным сессиям.
  5. Поддерживает коуча и отмечает его достижения и рост в процессе менторинга.
  6. Демонстрирует оценку и уважение к уникальному стилю каждого коуча.
  7. Мотивирует коуча в развитии его собственного стиля коучинга.
  8. Сдерживает себя и коуча в рамках деятельности чтобы периодически стимулировать взаимовыгодную оценку эффективности взаимоотношений.

*Разработано совместно с Ассоциацией организаций по подготовке коучей (АОПК) и Международной Федерацией Коучей ICF.


Супервизия коуча

Супервизия – это совместная обучающая практика с целью постоянного повышения потенциала коуча через рефлексивный диалог, а также для пользы его/ее клиентов и всей системы.Супервизия коучей  имеет своим фокусом развитие потенциала коучей через предложение более богатых и широких возможностей в их поддержке и развитии. ICF  привержена предоставлению коучам возможностей постоянного развития и профессионального роста. Супервизия создает безопасную среду для коуча, чтобы делиться своими успехами и неудачами на пути становления мастерской работы со своими клиентами.

Предназначение

Когда коуч приносит свою работу на супервизию, совместный обучающий диалог между коучем и супервизором может:
— гарантировать наилучшую практику коучинга и обеспечить постоянный рост и развитие практики коучинга;
— предоставить возможность лучшего понимания себя, клиента, системы в которой находится клиент, а также выборов, сделанных с «вовлеченностью»;
— повысить осознанность личных реакций коуча на поведение клиентов и/или системы и обеспечить безопасное пространство исследования этого;
— служить функцией восстановления работоспособности.

Супервизия коуча может включать в себя:

  • исследование внутренних процессов коуча через рефлексивную практику;
  • пересмотр коучингового соглашения и других психологических или физических контактов, явных и потенциальных;
  • выявление «слепых пятен» и параллельных процессов;
  • рассмотрение этических  вопросов;
  • обеспечение того, что коуч «выполняет свои задачи» и предлагает соответствующий уровень;
  • рассмотрение всех аспектов работы коуча и среды клиента с точки зрения возможностей для роста в системе.

Позиция ICF по отношению к супервизии коуча

ICF признает, что супервизия коуча является частью профессионального развития коуча и отличается от менторинга коуча в рамках уровней квалификации ICF. ICF рекомендует супервизию коуча для штатных профессиональных коучей-практиков в качестве еще одного варианта непрерывного образования коуча. Именно с этой целью супервизия и была создана. ICF не требует обязательного прохождения супервизии от коучей.

Супервизия коуча значительно отличается от коучинга, поэтому необходима специальная подготовка для получения знаний и возможности практиковать супервизию. По существу, всем супервизорам коучей необходимо пройти специальную подготовку в области супервизии коучей.

ICF взяла на себя обязательства по мониторингу и проведению исследований в области супервизии коуча и опубликовала статью в журнале «International Coaching Psychology Review» (Международный обзор коучинговой психологии. Том 12, №. 1, март 2017)  по этой теме. Вот некоторые выводы статьи:

Несмотря на растущее количество книг и академических статей, число исследований в области супервизии коучей остается небольшим.
Функции супервизии постоянно меняются, поэтому определение супервизии было достаточно сложным. Единого определения супервизии в коучинге на данный момент не существует.
Коучи, клиенты, а также аккредитующие органы и организации, которые предоставляют услуги коучинга, заинтересованы в супервизии и у каждого есть какая-то уникальная перспектива. Следовательно, супервизия может иметь различные функции в зависимости от целевой аудитории.
Основываясь на том факте, что в настоящее время не существует серьезных исследований супервизии коуча, любой будет находиться в затруднительном положении, чтобы защищать позицию, требующую супервизию коуча на постоянной основе.

 

Полезные материалы

 

Что такое менторинг

Формы проведения менторинга

Процедура менторинга

Кому необходим менторинг

Как готовиться к менторингу